Проект закона о частной охранной и детективной деятельности

 

11 февраля на заседании комиссии Московской городской Думы по безопасности был обсужден проект федерального закона №495510-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". По словам председателя комиссии по безопасности Инны Святенко, законопроект, поступивший из Государственной Думы на отзыв, носит комплексный характер. Документ вызвал бурное обсуждение. Так, поступило заключение Верховного Суда, письма от Ассоциации частных охранных предприятий, Ассоциации российских банков и других организаций. 

 

Как пишут в пояснительной записке авторы законопроекта, он направлен на совершенствование государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации. В настоящее время в России функционирует более 27 тысяч частных охранно-сыскных структур. Специфика их деятельности связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства. 

 

Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов: "О милиции", "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об оружии", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О противодействии терроризму", а также в Налоговый кодекс, УК РФ и КоАП РФ. 

 

Документом предусматривается лицензирование частной охранной и детективной деятельности в рамках профильного законодательства. В настоящее время при выявлении контролирующими органами нарушений лицензионных требований и условий действующее законодательство не позволяет этим органам оперативно принимать необходимые меры к лицензиатам, а ведь их действия создают реальную угрозу для общественной безопасности, поскольку зачастую связаны с бесконтрольным оборотом оружия и спецсредств. Как считают авторы законопроекта, несовершенный механизм лицензирования стимулирует уход частных охранных и сыскных организаций из легальной в теневую сферу деятельности. 

 

Предлагается ввести обязательные требования к частным охранным организациям на стадии их создания. Предполагается, что охранная организация будет создаваться только в форме общества с ограниченной ответственностью, для которого минимальный размер уставного капитала устанавливается в сумме 500 тысяч рублей для всех видов охранных услуг. Эти требования связаны с необходимостью создания охранных предприятий, способных нести материальную ответственность за охраняемое имущество и отвечать перед своими клиентами по договорным обязательствам, а также перед третьими лицами. 

 

Законопроектом предусматривается ограничить участие иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в деятельности по созданию и управлению частными охранными организациями в любой форме. При этом у охранных организаций сохраняется право получения кредитов в банковских структурах, в составе которых присутствует иностранный капитал. Планируется ограничить возможность участия общественно-политических организаций в качестве учредителей частного охранного предприятия; установить другой порядок приобретения, пользования и распоряжения служебным оружием, а также ввести ограничение на использование частными охранными структурами форменного обмундирования правоохранительных органов и военнослужащих. 

 

Предусматривается разработка мер, исключающих возможность получения статуса частного охранника или детектива лицами из криминальной среды. В частности, планируется обязательная дактилоскопическая регистрация граждан, получающих статус частного охранника или частного детектива. Помимо этого, будет введен запрет на несанкционированное использование частными охранными структурами и частными детективами информации о клиенте, ставшей известной им в ходе осуществления договорных отношений, а за создание специализированных информационных банков данных, содержащих сведения о личной жизни граждан и их имуществе, планируется ввести уголовную ответственность. Кроме того, законопроектом вводятся ограничения на осуществление частной охранной деятельности в зоне проведения контртеррористических операций. 

 

По мнению члена экспертного совета при комиссии МГД по безопасности Николая Краюшенко, вводимые законопроектом статьи, устанавливающие новые требования для лицензирования, вступают в противоречие с законом о лицензировании и создают препятствия для организации охранной деятельности. 

"Жесткость формулировок и неоднозначные предложения подтолкнут к тому, что очень большая часть охранных предприятий уйдет с рынка, а явочным порядком будут создаваться службы администраторов и консъержей, которые не будут подпадать под действие закона, но будут выполнять все те же функции, которые сегодня хоть каким-то образом можно контролировать", - сказал эксперт. 

 

С ними не согласились представители ГУВД. Как заметил заместитель начальника ГУВД по городу Москве Вячеслав Козлов, данный закон давно назрел. По словам представителя ГУВД Михаила Потапова, ужесточение контроля предлагается в интересах граждан. При этом Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов заметил, что надо добиваться исполнения действующего закона, а не ужесточать его. 

 

Как сообщили в пресс-службе МГД, члены комиссии приняли решение подготовить поправки в законопроект и доработать некоторые главы до принятия его в первом чтении в Государственной Думе.